Местная власть и защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в истории России
На протяжении многих столетий менялась система местного самоуправления. Появлялись новые органы местной власти, менялся порядок их формирования, принципы деятельности и полномочия. Происходили постоянные изменения законодательства регламентирующего деятельность органов местного самоуправления.
В данной работе рассматривается период истории России ограниченный началом XVIII серединой XX века. Под защитой населения и территории от чрезвычайных ситуаций понимается пожарная безопасность, защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, а также обеспечение безопасности населения в военное время.
Пожарная охрана
На протяжении многих веков опасность для населения представляли пожары. Огромное количество деревянных строений, неразвитость обеспечения водоснабжения городов становились основными причинами сложной пожарной обстановки.
Полномочия по организации пожарной охраны городов, уездов были важной частью деятельности органов местного самоуправления в России.
Во время правления Петра I (1682-1725 гг.) управление всей системой пожарной охраной находилось в ведении Земского приказа (аналог современного министерства), что позволяло государству более чётко контролировать деятельность органов самоуправления по обеспечению пожарной безопасности на местном уровне. При этом деятельность этих органов местного самоуправления была самостоятельной. Земский приказ устанавливал лишь нормативы технической оснащённости пожарных подразделений и размер финансовой помощи при ликвидации последствий пожаров.
В этот период широко распространяется практика привлечения городских жителей к организации пожарной безопасности. Указами от 1719 и 1722 гг. определялось, что с каждого двора к месту пожара должно собираться определенное количество жителей с конкретными инструментами. Жители вносились в особый реестр, за который отвечали воинские начальники на местах. Общий контроль возлагался на местную полицию.
Особое внимание уделялось не только ликвидации, но и предупреждению пожаров. Во все города и села рассылались указы о противопожарных мерах и соответствующие инструкции. Их читали в церквях по воскресным и праздничным дням.
В период правления Екатерины II (1762-1796) вводится институт земских капитанов, которые были обязаны следить за организацией и проведением противопожарных мер. В этот же периоды вводится должность земского исправника, на которого возлагается руководство тушением пожаров в лесах. Специальным указом ответственность за предупреждение таких пожаров в 1798 году возложена на местные управы. Два года спустя водятся должности пожарных старост, избираемые на три года из селян. В их обязанность входило организация контроля за соблюдением противопожарных правил.
Середина XIX века явилась заметной вехой в развитии строительства пожарной охраны в России. 17 марта 1853 года утверждается "Нормальная табель состава пожарной части в городах". В соответствии с этим документом штатный состав команд впервые стал определяться не по "высочайшему разрешению", а в зависимости от численности населения. Пожарные команды содержались за счет городской казны, но руководство их действиями по-прежнему оставалось в ведении местной полиции.
Становление в России Советской власти привело к полной ликвидации самостоятельности органов местного самоуправления и организации государственного управления на местах. Однако из компетенции местных Советов организация пожарной безопасности в полном объеме исключена не была. Органы местного самоуправления организовывали и проводили противопожарные мероприятия исключительно за счёт ресурсов государства и в рамках жёстко установленных нормативов.
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера
В отличие от пожаров, которые возникали в большинстве своём по вине человека, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного характера (паводки, сели и т.п.) было затруднено. Отсутствие чёткой системы управления и слабая техническая оснащённость, являлись одними из главных причин тяжелых последствий чрезвычайных ситуаций природного характера.
Анализ нормативных, правовых документов указанного выше исторического периода, регламентирующих полномочия органов местного самоуправления позволяет делать вывод о том, что вплоть до середины XX века на органы местного самоуправления практически не возлагались полномочия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Вместе с тем один из элементов системы защиты от чрезвычайных ситуаций - создание системы наблюдения за погодными явлениями организовывалось и проводилась именно в рамках органов местного самоуправления. В крупных городах создавались наблюдательные пункты для отслеживания резких изменений погоды. Согласно указам, городские и уездные власти должны были немедленно оповещать все сёла и дворы с помощью уполномоченных на это «погодных вестников».
Развитие науки и техники в XX веке позволило сформировать ряд мер предупредительного характера, таких как система управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и другие которые используются для предупреждения чрезвычайных ситуаций природного характера.
Обеспечение безопасности населения в военное время
Вплоть до начала XX века органы местного самоуправления были мало задействованы в обеспечении безопасности населения в военное время.
В XX века техническое развитие вооруженных сил явилось причиной формирования надёжной системы защиты населения в военное время. Необходимость такой системы в полной мере проявилась в годы Первой мировой войны(1914-1918).
В СССР начиная с 1932 года начинается формирование местной противовоздушной обороны (далее МПВО), суть деятельности которой заключалась в том, что наряду с активными мерами противовоздушной обороны активно привлекается к участию в мероприятиях по защите населения от нападения с воздуха и быструю ликвидацию последствий авиационных налётов. Наиболее массовыми силами МПВО стали формирования районных служб МПВО - отряды, бригады, команды. В жилых массивах городов и посёлков предусматривалось создание групп самозащиты. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. продемонстрировала эффективность МПВО. За этот период силами МПВО ликвидированы последствия более 30 тыс. налётов авиации, предотвращено свыше 32 тыс. серьёзных аварий на объектах народного хозяйства, обезврежено свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин.
Гражданская оборона стала преемницей МПВО в 1961 году. С этого периода началось формирование целостной системы мероприятий направленных на защиту населения от чрезвычайных ситуациях военного времени. Важнейшим элементом этой системы стали органы местного самоуправления. Деятельность гражданской обороны в городах и районах осуществляется под руководством исполнительных комитетов Советов народных депутатов, председатели которых и являлись начальниками гражданской обороны на местном уровне.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
Ликвидация местной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами органов местного самоуправления. При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям, проводить рассмотрение вопросов о привлечении сил и средств гражданской обороны к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
При реализации полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, организации и осуществлении мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органы местного самоуправления поселения:
1) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучения населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
2) принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
3) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
4) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы;
5) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуаций;
6) приобретают для организаций и работников бюджетной сферы средства индивидуальной защиты, приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля, индивидуальные средства медицинской защиты, средства связи и оповещения;
7) совершенствуют и поддерживают в состоянии постоянной боевой готовности технические системы управления гражданской обороны и местные системы оповещения населения поселения.
Для реализации полномочий органов местного самоуправления городских и сельских поселений по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения необходимы следующие муниципальные нормативно-правовые акты:
1. «О создании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне и обеспечению пожарной безопасности администрации поселения», утверждающее Положение о комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации поселения.
2. «О назначении ответственного должностного лица администрации поселения, уполномоченным на решении вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и обеспечения пожарной безопасности», в котором утверждается должностная инструкция заместителя руководителя администрации поселения, уполномоченного по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны и обеспечения пожарной безопасности.
3. «Об утверждении Положения о порядке обучения населения способам защиты при чрезвычайных ситуациях».
4. «Об утверждении Положения об оповещении населения при чрезвычайных ситуацях».
5. «Об утверждении Положения о подготовке и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций».
6. «Об утверждении Положения об оповещении населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».
7. «Об утверждении Положения о порядке подготовки и обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».
Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах поселения.
Полномочия органов местного самоуправления поселения по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах поселения включают в себя:
1) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности населения, территории и объектов муниципальной собственности
2) включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы и программы развития территории;
3) разработку, утверждение и исполнение бюджета поселения в части расходов на пожарную безопасность (в том числе, на содержание муниципальной пожарной охраны, закупку пожарно-технической продукции, разработку и организацию выполнения целевых программ);
4) создание, реорганизацию и ликвидацию подразделений муниципальной пожарной охраны, установление численности этих подразделений и контроль за ее деятельностью;
5) установление порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории поселения;
6) осуществление контроля за состоянием пожарной безопасности на соответствующих территориях, установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, установление на время его действия дополнительных требований пожарной безопасности, согласованных с противопожарной службой муниципального района;
7) осуществление контроля за градостроительной деятельностью, соблюдением требований пожарной безопасности при планировке и застройке территорий поселения;
8) муниципальное дорожное строительство, содержание дорог местного значения в границах поселения и обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;
9) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганда в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;
10) определение порядка и осуществление информирования население о принятых органами местного самоуправления решениях по обеспечению пожарной безопасности;
11) осуществление социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе участия населения в борьбе с пожарами;
12) осуществление мер по правовой и социальной защите работников муниципальной пожарной охраны и членов их семей;
13) организацию тушения пожаров в границах поселений, а также организаций, находящихся в муниципальной собственности, в том числе разработка и утверждение планов привлечения сил и средств для тушения пожаров;
14) утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создаются объектовые подразделения муниципальной пожарной охраны;
15) размещение муниципального заказа на обеспечение пожарной безопасности;
16) организацию муниципального контроля за соответствием жилых зданий, находящихся в муниципальной собственности, требованиям пожарной безопасности.
Осуществление первичных мер пожарной безопасности необходимо осуществлять с привлечением населения к их проведению в порядке, устанавливаемым правовыми актами органов местного самоуправления для выполнения социально значимых работ в области пожарной безопасности.
Статьей 10 Федерального закона № 69-ФЗ определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, является расходным обязательством муниципального образования и осуществляется органами местного самоуправления за счет собственных средств.
В каждом поселении должны быть созданы добровольные пожарно-спасательные формирования, укомплектованность которых техническими и кадровыми ресурсами должна, в первую очередь, зависеть от расстояния до ближайшего места дислокации подразделения противопожарной службы муниципального района и состояния подъездных дорог к поселениям муниципального образования, защищаемых добровольной пожарной охраной.
Органы местного самоуправления поселений являются основными организаторами и исполнителями мероприятий по противопожарной пропаганде и обучению населения мерам пожарной безопасности на территории муниципального образования. Для организации этой работы на территории поселения руководителем органа местного самоуправления соответствующим муниципальным нормативным актом назначается ответственное должностное лицо, определяется порядок контроля и учета работы, проводимой органами местного самоуправления поселений. На противопожарную пропаганду и обучение в местных бюджетах в обязательном порядке предусматриваются денежные средства. Противопожарная пропаганда и обучение населения мерам пожарной безопасности проводится на постоянной основе и непрерывно.
Для реализации полномочий органов местного самоуправления городских и сельских поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности органами местного самоуправления принимаются следующие муниципальные правовые акты:
1. «Об утверждении Положения об организационно-правовом, финансовом, материально-техническом обеспечении первичных мер пожарной безопасности».
2. «Об утверждении Положения об организации обучения населения мерам пожарной безопасности».
3. «Об утверждении перечня первичных средств пожаротушения для индивидуальных жилых домов»
4. «О мерах по предупреждению и тушению пожаров в поселении, на объектах сельского хозяйства и предупреждения гибели людей от пожаров».
Полномочия по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Данное полномочие включает в себя оборудование и подготовку к безопасной эксплуатации мест массового отдыха людей на водных объектах.
Для реализации полномочий органов местного самоуправления городских и сельских поселений по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья в соответствии с федеральными и региональными законами, нормативно-правовыми актами МЧС РФ и иных ведомств в муниципальных образованиях разрабатываются и утверждаются основной муниципальный нормативно-правовой акт: «О мерах по предотвращению несчастных случаев на водоёмах».
Создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения.
Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами аварийно-спасательной службы поселения являются:
проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории поселения;
контроль за готовностью территории поселения к проведению на ней работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории поселения, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других территориях;
участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участие в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
выработка предложений органам местного самоуправления по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
Состав и структура аварийно-спасательной службы поселения определяется муниципальным нормативным правовым актом.
Координацию деятельности всех аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территориях поселений осуществляет специально уполномоченные на это органы местного самоуправлении поселения.
Для решения данного вопроса местного значения органы местного самоуправления поселения:
1) поддерживают органы управления, силы и средства аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведение работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2) контролируют готовность объектов и территории поселения к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3) участвуют в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах и территории поселения, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;
4) подготавливают решения по созданию, размещению, определению номенклатурного состава объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
5) пропагандируют знания в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
6) разрабатывают нормативные документы по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ.
Органы местного самоуправления сельского поселения «Догой» муниципального района «Могойтуйский район»
ПОСЛЕДНЕЕ ОБНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА САЙТЕ
© 2016 - 2024 Все права защищены. Органы местного самоуправления сельского поселения «Догой» муниципального района «Могойтуйский район»
dogoi.ru официальный сайт, info@dogoi.ru официальная электронная почта
Адрес для отправки корреспонденции почтовым отправлением через ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»:
Российская Федерация, 687439, Забайкальский край, Могойтуйский район, село Догой, улица Батожабая, дом 21
Материалы официального сайта dogoi.ru Органов местного самоуправления сельского поселения «Догой» муниципального района «Могойтуйский район» с апреля 2016 года по ноябрь 2021 года расположены в архиве сайта.
Сегодня 03 ноября 2024 года, воскресенье. Информация предназначена для лиц, возраста старше 18+.
Данный сайт является Российским программным продуктом и размещён на сервере под юрисдикцией Российской Федерации. Сайт разработан в ООО КопыленКомпани и размещён в ООО Дом для сайта